Выбор ласт для дайвинга

Ласты позволяют вам приспособить свои ноги к пере­движению в воде, что гораздо более эффективно, чем плавание лишь с помощью рук и ног.

Несмотря на раз­нообразие моделей и материалов, все ласты для плавания состоят из большой лопасти, обеспечивающей толчок при движе­нии, и кармана для ступни, при помощи которого ло­пасть крепится к вашей ноге.

Существуют также ласты для рук, представляющие собой перчатки с перепонка­ми. Они были разработаны для дайверов с ограничен­ными физическими возможностями и позволяют им передвигаться без помощи ног.

Развитие ласт

Материалы

Современные ласты делаются из резины и различных термопластиков.

Существует несколько популярных моделей ласт, целиком состоящих из термопластика или из резины, но большинство ласт имеет ком­позиционную структуру, т.е. изготовлены из двух и более различных материалов.

Чаще всего, карманы для ступней и пяточные ремни (если есть) изготавливаются из резины, а лопасти де­лают из термопластика. Сейчас осталось лишь несколь­ко моделей полностью резиновых ласт, но они имеют много приверженцев среди дайверов.

Ласты с компози­ционной структурой, как правило, более сложны по ди­зайну и меньше весят.

Все модели ласт изготавливаются методом отливки. Резиновые ласты отливаются в один этап. Для композиционных ласт производители сначала отливают отдельные компоненты, а затем сплавляют их воедино.

Несмотря на то, что ласты выглядят весьма просто, ученым пришлось немало потрудиться над их создани­ем.

Многие современные модели имеют в составе угле­водородные и другие волокна, что обеспечивает макси­мальную эффективность работы ласт, снижая затраты энергии на движение.

Толщина лопастей варьируется, чтобы обеспечить оптимальную гибкость в соответствии с дизайном производителя и стилем, в котором вы пла­ваете.

Даже при отливке полностью резиновых ласт для разных частей ласт применяются разные типы резины, чтобы добиться наибольшей эффективности.

Типы

Существует два основных типа современных ласт для подводного плавания: с регу­лируемым крепежным ремнем и с закрытой пяткой.

Типы ластСреди дайверов-любителей наиболее популярны ласты с регулируемыми ремнями, а для техно-дайверов это прак­тически единственный выбор.

Как правило, это большие ласты, обеспечивающие мощный толчок и предназначен­ные для передвижения в воде с комплектом акваланга.

Они имеют карманы для ступней, открытые сзади и снабженные регулируемыми пяточными ремнями.

Такие ласты выпускаются нескольких основных размеров (ма­ленькие, средние, большие и очень большие).

Даже в теплой воде с ними необходимо надевать боты от мокро­го гидрокостюма, поскольку их конструкция требует ношения какой-либо поддевки для комфорта.

Ласты с закрытой пяткой надеваются как калоши. Размер вы подбираете, исходя из размера обуви.

Как пра­вило, такие ласты надевают на босу ногу.

Это делается очень быстро: намочите ласты, натяните их на ноги — и вы готовы!

Большинство ласт с закрытой пяткой имеют ло­пасть меньшего размера и поэтому больше подхо­дят для плавания с маской и трубкой, а не для серьезных погружений с аквалангом.

Тем не менее, существует ряд исключений.

Некоторые производители выпус­кают модели с закрытой пяткой, оснащая их большими, пол­норазмерными лопастя­ми. Эти модели пред­назначены для дайве­ров, погружающихся исключительно в теп­лых водах.

Кроме ласт с полной калошей и регулируемыми ремнями, существует также ряд ласт, предназначенных для особых целей. Некоторые из них были разработаны не для дайвинга, как такового, а для занятий, например, бодисерфингом.

Есть также узкоспециализированные модели, например, ласты с длинными и узкими лопастя­ми, созданные для спортивного плавания или ловли рыбы с острогой.

Моноласты, в которых оба кармана для ступней прикреплены к одной большой лопасти, попу­лярны среди фридайверов (спортсменов, погружающих­ся на задержке дыхания).

Особенности

Как правило, ласты выбирают по дизайну лопасти и типу регулировки ремней. Модели ласт с открытой пяткой более разнообразны.

Регулирование ремней. В течение многих лет ласты с регулируемыми ремнями были оснащены основной ме­таллической пряжкой (такие еще можно увидеть и сей­час). Это приспособление, хотя и достаточно надежное, затрудняло регулировку ремней.

Крепления ласт

Многим начинающим дайверам, которые использовали ласты в первый раз, приходилось просить инструктора помочь их отрегули­ровать. Чтобы отрегулировать ласты, необходимо было применить силу, а после того, как вы одели ласты, регу­лировать их уже было нельзя.

Современные ласты с регулируемыми ремнями ос­нащены пряжками, позволяющими просто и быстро ре­гулировать длину ремня. Многие из таких пряжек быстроразъемные.

Чтобы надеть ласты, вы вставляете ногу в карман для ступни, а затем затягиваете ремешок.

Чтобы их снять, просто расстегните ремешок с одной стороны.

При замене ремней будьте осторожны - убедитесь, что ремень подходит к данной пряжке, и что он заправлен в механизм правильной стороной. В противном случае ремень может соскользнуть.

Пружинные ремни. Пружины в оплетке сейчас посте­пенно начали заменять ремешки, хотя эта идея далеко не нова. Первые ласты с пружиной вместо ремешка появи­лись в 1970х годах, а в середине 1980х годов конструкция на время приобрела популярность.

Примерно с 2000 года техно-дайверы вновь ввели его в обращение.

Пружинный ремешок не требует подгонки и очень устойчив к изна­шиванию. Но чтобы он не создавал дискомфорта, вам необходимо одевать с ним толстые плотные боты.

Вы можете купить ласты со встроенным пружин­ным креплением. А если у вас уже есть хорошие ласты с открытой пяткой, некоторые производители выпускают пружинные крепления, которыми можно заменить стан­дартный ремешок с пряжкой.

Вам просто надо будет подобрать размер (возможно, придется примерить не­сколько вариантов), отсоединить старую пряжку и на­деть новое пружинное крепление.

Устройство ласт

Ребра. Фактически все лопасти ласт имеют некую сис­тему ребер.

Расположенные обычно по краям, они играют роль вертикальных стабилизаторов, предотвращая вибра­цию ласт из стороны в сторону при их вертикальном дви­жении в воде.

Ребра направляют воду назад, прямо вдоль ласта. Таким образом, вода способствует вашему движе­нию вперед, вместо того, чтобы напрасно тратить энергию.

Канал. Каналы также направляют воду прямо на­зад - это более эффективно, чем действие одних только ребер.

При гребке (ласта двигается вниз) лопасть изги­бается, образуя подковообразный канал. Канал «захваты­вает» воду и отводит ее назад, вдоль лопасти.

Отверстия. Ласты с отверстиями впервые появи­лись в начале 1960-х годов. В одних моделях отверстия пропускают воду сквозь лопасть при возвратном движе­нии ласт (вверх), а в других - при силовом гребке (вниз).

В любом случае их цель - уменьшить сопротивление воды, которое заставляет вас напрасно тратить силы и мешает двигаться вперед. Хотя в современных ластах отверстий уже не делают, несколько популярных моде­лей с отверстиями еще остались.

Отверстия, пропускающие воду сквозь лопасть при силовом гребке, эффективнее функционируют на более гибких ластах.

При силовом гребке гибкими ластами нерхняя часть лопасти, расположенная ближе к карману для стопы, стремится отвести воду не назад, а вперед. Отверстия пропускают воду сквозь лопасть, что позво­ляет сократить расход энергии на гребок.

Отверстия, пропускающие воду сквозь лопасть при возвратном движении, больше подходят для более жест­ких ласт. Они позволяют тратить меньше усилий на подъем ласт во время движения вверх, давая вашим мышцам возможность отдохнуть.

Такие модели ласт менее популярны.

По меньшей мере один производи­тель выпускает ласты, лопасти которых складываются почти пополам при возвратном движении, чтобы мини­мизировать расход сил, а при силовом гребке раскрыва­ются, чтобы обеспечить дайверу движение вперед.

Сплит-ласты. Одно из последних изобретений - раз­рез лопасти до середины ласты.

Такой дизайн имеет теоре­тическое обоснование - он позволяет значительно снизить сопротивление воды и во время гребка придает ластам форму, схожую с хвостом рыбы или кита, поэтому почти вся вода отводится назад.

По мнению разработчиков модс-ли, такая конструкция более эффективна, чем традицион­ные лопасти, поскольку она позволяет затрачивать меньше усилий на гребок, увеличивая при этом подъемную силу.

Сплит-ласты приобретают все большую популяр­ность, хотя многие дайверы по-прежнему предпочитают традиционные модели. Дизайн сплит-ласт предполагает, что вы будете использовать стандартный флаттер-кик (при гребках ноги двигаются вверх-вниз, как при плава­нии кролем).

Если же вы используете другой стиль, на­пример, фрог-кик (движения ног - как при плавании брассом), сплит-ласты будут менее эффективны.

Стиль фрог-кик распространен среди дайверов, погружающих­ся в пещеры, и техно-дайверов, поэтому они, как прави­ло не пользуются сплит-ластами.

Выбор ласт.

Если вы собираетесь купить свои первые ласты, прежде всего, выбирайте те, которые вам удобны и подходят по размеру.

Вы также должны учитывать условия, в кото­рых вы будете ими пользоваться: температуру воды, на­личие течений и характер поверхностей, по которым вам придется ходить.

В то время как ласты с закрытой пяткой предназначе­ны для использования в условиях спокойной и теплой воды, регулируемые ласты лучше приспособлены для при­менения практически в любых условиях погружений.

Дело в том, что если регулируемые ласты вполне можно исполь­зовать и в теплой, и в холодной воде, ласты с открытой пят­кой для холодной воды не годятся.

Если вы погружаетесь с берега, регулируемые ласты предпочтительнее, поскольку они одеваются на боты от мокрого гидрокостюма, которые защитят ваши ступни.

Не забудьте убедиться, что размер лопасти ласт соответствует силе мышц ваших ног.

Если у вас слабые мышцы ног, вам будет трудно плыть в ластах с большими жесткими лопастями.

Напротив, если у вас очень сильные мышцы ног, в ластах с короткими мяг­кими лопастями у вас может возникнуть ощущение, что вы изо всех сил гребете, но при этом почти не двигаетесь с мес­та.

К счастью, в распространенных моделях регулируемых ласт размер лопасти, кармана для ступни и общее тслосло-жение/сила дайвера, как правило, соответствуют друг другу.

Иными словами, если ласты подошли вам по размеру, ско­рее всего, вам подойдет и размер лопасти.

Примерьте ласты на боты от вашего мокрого гидро­костюма. Подтяните ремешок и наденьте ласты. Они не должны сдавливать ступни или быть слишком свободны­ми: пошевелите ногой — ласты не должны болтаться на ноге при движении.

Наиболее распространенная ошибка — выбор слиш­ком маленьких по размеру регулируемых ласт. Ваша ступня должна полностью входить в карман ласт, чтобы его верхний край находился на уровне лодыжки. Если карман не скрывает свод стопы, а его край не достигает лодыжки, вам нужны ласты большего размера.

в оглавление

logo

Магазин уникальных фонарей, сделанных подводниками для подводников.

Мы создаем оборудование, которое расширяет Ваши возможности!

Контакты

Всегда рады общению с Вами!

Рассылка новостей

Чтобы быть всегда в курсе наших последних новостей, подпишитесь на рассылку